Причины выхода из строя турбоколлекторов
Есть два типа причин выхода из строя турбоколлектора. Первый – механический, возникает в абсолютном большинстве случаев при неправильной установке и распределении нагрузок. И второй тип – температурный, тесно связан с первым, но первопричины заключаются в другом, о них мы поговорим чуть позже. Начнем с первого:
1. Неправильная установка – казалось бы, как можно установить турбоколлектор неправильно? Прикрутил к головке блока цилиндров, одел сверху турбину – вот и вся установка. Однако – нет. Помимо того, что коллектор с турбиной должны быть прикручены друг к другу и к ГБЦ соответственно, необходимо также распределить нагрузку, ведь на коллекторе висит тяжесть не только собственная, но и турбины и части выхлопа. И вся эта тяжесть на неровной поверхности и, в особенности, при прыжках автомобиля (а с нашими дорогами вкупе с активной ездой это неизбежно) возрастает многократно, появляются ударные нагрузки, которые в буквальном смысле разрывают коллектор на части, отрывают фланцы и повреждают сварочные швы. Поэтому необходимо сделать дополнительные опоры, которые распределяли бы эту нагрузку и уменьшали плечо усилия. К фланцу турбины можно приварить дополнительную опору, которая передавала бы часть нагрузки на ГБЦ или ее фланец самого коллектора;
2. Неправильно спроектированный выхлоп. Помимо отсутствия дополнительных опор, сам выхлоп может механически воздействовать на коллектор, работая на излом, если в его составе нет демпфирующих элементов. Такими элементами являются гасители колебаний, или в простонародии – гофры. Необходимо установить как минимум один такой гаситель колебаний до резонатора, иначе под тяжестью выхлопа фланец коллектора подвергается значительным нагрузкам как на излом, так и от колебаний и вибрации двигателя;
3. Отсутствие демпфирования воздушной магистрали. Как бы ни звучало это странно, но воздушная магистраль (в простонародии пайпинг) также оказывает нагрузку на турбоколлектор. Дело в том, что двигатель в движении постоянно перемещается, и если у магистрали нет свободного хода – она передает нагрузку на излом на турбокомпрессор. Поэтому, чтобы избежать этого эффекта – необходимо использовать в соединениях с турбокомпрессором силиконовый патрубок с достаточным свободным ходом для гашения этих колебаний и вставлять в него отводящий воздуховод только на достаточную для обжима глубину.%product2_r%
Вторым типом возникновения проблем с турбоколлектором является термическая нагрузка, в результате которой стойкость металла к нагрузкам значительно уменьшается, что способствует выходу его из строя. Причин для этого также может быть несколько:
1. Топливо горит в коллекторе. Это может быть связано со слишком поздним зажиганием, что приводит к тому, что часть топливно-воздушной смеси догорает в коллекторе, значительно поднимая его температуру. Характерный красный и даже фиолетовый цвет после даже непродолжительной нагрузки – яркий признак. Данный эффект возможен также и из-за неподходящего калильного числа свечей, что провоцирует пропуски воспламенения и заставляет топливно-воздушную смесь покидать цилиндр полностью или частично не сгорев. Свечи можно поменять на более “холодные”, а вот проблему с поздним зажиганием устранить самостоятельно или как-либо повлиять на это у Вас вряд ли получится, все это целиком и полностью зависит от настройки и исправности ДВС. Так или иначе, при появлении этих признаков – настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту, выполнявшему калибровку программы управления для вашего двигателя;
2. Проистекающая из первой, но заслуживающая отдельного пункта причина – всевозможные лаунчи и трекшен-контроли, а также функции антилага. Все они способствуют догоранию топливно-воздушной смеси в коллекторе, что также приводит к его значительному нагреву. Единственный способ избежать этого эффекта – как можно более умеренное и оправданное пользование данными функциями.
Как мы видим, причин для несвоевременного выхода турбоколлектора из строя не так уж и много, и они довольно-таки просты, чтобы их не допустить.