Как изменить динамику разгона автомобиля, не вмешиваясь в работу двигателя? Часть 2
Ряд передач нужен для более тонкой настройки каждой передачи. Если главная пара, как мы выяснили в первой части статьи, меняет длину сразу всех передач, то ряд передач, длину каждой передачи по отдельности.
Внутри каждой коробки передач находится набор шестеренок по парно соединенных между собой. Каждая пара шестерней является одной из передач коробки. И имеет свое передаточное число. Так в 5 ступенчатой КПП ВАЗ 2108 у нас будет 10 шестерней, по 2 на каждую передачу. Этот набор шестерней называют рядом передач или просто рядом. Передаточное число определяет «длину» передачи. И крутящий момент подаваемый на колеса автомобиля.
Передаточное число равное 1 называют прямой передачей. Передаточные числа больше 1, например, 3 называются понижающими. Например первая передача любой коробки – понижающая, т.е . И наоборот, п/ч меньше 1 – повышающими.
Наиболее распространены КПП в которых ряд передач состоит устроен таким образом, что первые несколько передач являются понижающими, как правило 1-3, одна прямая и одна или несколько повышающих. Понижающие нужны чтобы тронуться с места и набрать скорость, а повышающая для экономии топлива при длительных поездках.
Если менять ряд КПП, то можно получить очень разный характер автомобиля. Для автомобилей ВАЗ, особенно с передним приводом, существует очень большой выбор рядов передач на любой вкус.
Тюнинговый или спортивный ряд передач – это набор шестерней с измеренными передаточными числами для нескольких или вообще всех передач КПП. Каждому ряду КПП производителем присвоено буквенное или цифровое обозначение. Например, для ВАЗовской классики ряды обозначаются R1, R2 и тп. А для переднего привода: #5, 6, 7 и тп.
Передаточные числа рядов (задний привод) |
|||||
|
I |
II |
III |
IV |
V |
Классика |
3,67 |
2,1 |
1,361 |
1 |
0,801 |
1R 2106 |
3,242 |
1,989 |
1,289 |
1 |
0,759 |
2R 2101 |
3,007 |
1,825 |
1,292 |
1 |
0,636 |
3R 2101 |
2,424 |
1,768 |
1,242 |
1 |
0,585 |
4R 2101 |
2,424 |
1,675 |
1,186 |
1 |
0,585 |
Передаточные числа рядов (передний привод) |
||||||
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Стандартный ряд |
3,636 |
1,950 |
1,357 |
0,941 |
0,784 |
0,69 |
5-й ряд |
2,923 |
1,810 |
1,276 |
0,969 |
0,784 |
|
6-й ряд |
2,923 |
1,810 |
1,276 |
1,063 |
0,941 |
|
7-й ряд |
2,923 |
2,053 |
1,555 |
1,310 |
1,129 |
|
8-й ряд |
3,416 |
2,105 |
1,357 |
0,969 |
0,784 |
|
11-й ряд |
3,636 |
2,222 |
1,538 |
1,167 |
0,880 |
|
12-й ряд |
3,170 |
1,950 |
1,357 |
1,031 |
0,784 |
|
18-й ряд |
3,170 |
2,105 |
1,480 |
1,129 |
0,810 |
|
200-й ряд |
2,923 |
2,222 |
1,760 |
1,390 |
1,167 |
|
102-й ряд |
3,170 |
1,950 |
1,357 |
0,941 |
0,730 |
|
103-й ряд |
2,923 |
1,950 |
1,357 |
0,941 |
0,692 |
|
104-й ряд |
2,923 |
1,950 |
1,357 |
1,031 |
0,692 |
|
111-й ряд |
3,170 |
2,222 |
1,538 |
1,167 |
0,880 |
|
745-й ряд |
2,667 |
1,933 |
1,568 |
1,368 |
1,200 |
|
026 кулачковый |
3,417 |
2,533 |
2,059 |
1,737 |
1,478 |
1,269 |
Например, если установить 18 ряд передач в КПП переднеприводного ВАЗ, то произойдут изменения во всех передачах КПП. Первая передача станет длиннее заметно длиннее, а вот остальные станут короче, чем у в стандартной КПП. Такой «сближенный» ряд даст автомобилю очень высокую, без провальную динамику разгона. При каждом переключении передачи двигатель будет оставаться в зоне максимальной отдачи. Но за динамику придется заплатить снижением максимальной скорости.
Нюанс: в конструкцию каждого ряда заложено определённое изменение передаточных чисел. Нет возможности изменить каждую передачу как хочется, изменение произойдёт так как продумал это разработчик (производитель) ряда. Хотя бывают и исключения.