«Синие» трубчатые рычаги снискали огромную популярность и в целом остаются хорошим решением для получения выворота на Жигулях, которые подготовлены для Дрифта.
Но жизнь не стоит на месте. В течение выпуска этих рычагов собрано огромное количество статистики. Полученные данные и знания трансформировали в новый продукт. Таким образом началась эволюция рычагов Дрифт, которые на своем пути претерпели несколько стадий модернизации Stage 2, 3, 4.
Ниже мы покажем путем наложения, что мы меняли и опишем для чего данные изменения мы вносили. Присаживайтесь поудобнее мы начинаем!
Начнем с простого. «Синие» рычаги теперь не синие. Государство не дремлет и всячески старается не пускать доработанные автомобили на дороги общего пользования. Жигули с рычагами и так штука достаточно заметная, а если эти самые рычаги еще и «светятся» ярким цветом, то это неминуемо привлекает внимание сотрудников ДПС. В общем рычаги теперь только черного цвета.

Основные недостатки первых рычагов:
- Занижение автомобиля на 25 мм.
- Несовместимость с тормозными суппортами ВАЗ 2101 (стандартный диск 2101 упирался в верхний рычаг).
- Большие габаритные размеры.
- Использование стандартного стабилизатора сильно ограничивало выворот колёс.
Так начался путь перехода от труб к пластинам. Первые экспериментальные пластинчатые рычаги мы изготовили в 2018 году и протестировали в 2019 году.
Получился большой выворот, но недостатков по прежнему хватало:
- Для того чтобы рычаг не деформировало нужно было значительно увеличивать его толщину, а следовательно увеличивался вес.
- Нижняя чашка пружины располагалась в другой оси от верхней, что выламывало пружину.
- Палец нижней шаровой опоры работал в предельных наклонах.
По этим причинам первый пластинчатый нижний рычаг в серию не пошел. Но идею его конструкции начали использовать другие производители. Это явно видно по ушам крепления сайлентблоков. Но недостатки никуда не пропали.
С нижним рычагом с наскока не получилось, но появился верхний рычаг Stage 2
Все точки его крепления к кузову и другим элементам подвески остались прежними, но он существенно похудел, что позволило установить стандартные тормоза.
Для многих установка стандартных тормозов была очень важна с экономической точки зрения.
Но производственный и жизненный цикл этого рычага был очень коротким.
Как говорится аппетит приходит во время еды и в процессе проектирования уже появилось ТЗ на новую модель, которая должна была получить следующие изменения:
- Регулировка развала передних колес на верхнем рычаге.
- Изменение наклона площадки под шаровую опору для того, чтобы верхняя шаровая и имела достаточно хода даже при самых экстремальных углах развала.
Так появился верхний рычаг уже следующей генерации Stage 3.
Наглядное сравнение рычагов Stage 2 и Stage 3:
На наш взгляд рычаг Stage 3 получился удачным.
Преимущества:
- Простая конструкция.
- Возможность установки стандартных тормозов ВАЗ 2101.
- Регулировка развала от +1 до -8 градусов.
- Большое «окно» для пружины, контакт в паре рычаг/пружина не возможен на протяжении всего хода подвески.
- Увеличен «карман» для суппорта впереди.
- Необходимый наклон шаровой опоры.
Этот рычаг был поставлен на производство и выпущен большой серией. Некоторое, непродолжительное время, он поставлялся в паре с нижним трубчатым рычагом Дрифт. Работы по модернизации которого велись параллельно.
Основные цели, которые были поставлены перед разработчиками по модернизации нижнего рычага Дрифт:
- Снижение заметности, приблизить внешний вид к стандартному.
- Сохранить точки крепления рычага к кузову и элементам подвески.
- Убрать занижение, которое давал рычаг «Дрифт».
- Сменный крепеж для кронштейна амортизатора.
- Увеличение выворота (параметр который будоражит большинство дрифтеров).
После нескольких итераций появился он, Дрифт Stage 3.
Почему сразу 3? Второй оказался «дохленьким», пришлось сбросить его со скалы :)
Рычаги Дрифт Stage 3.
Ниже визуальное сравнение классического нижнего рычага Дрифт с его последователем. ТЗ выполнено на 100%.
Из дополнительных плюсов, которые получил нижний рычаг при модернизации:
- Меньше вес, чем у трубчатого рычага и тем более первого пластинчатого.
- Компактность рычага. Появилось больше свободного места для колеса вокруг себя.
- Геометрически верное расположение и наклон нижней чашки пружины. Полный контакт пружины без ее изгибов.
Так сформировался полный комплект рычагов Дрифт Stage 3, который получил следующие преимущества относительно рычагов Дрифт:
- Компактность.
- Снижение веса.
- Увеличение жесткости.
- Расширение диапазона регулировок.
- Увеличение выворота передних колес со стабилизатором Stage 3.
- Возможность использования стандартных тормозных механизмов.
- Возможность использования любых пружин и амортизаторов, в том числе и стандартных.
Комплект производился и был в продаже 19 месяцев. За это время была собрана новая порция данных от пользователей, для дальнейшей модернизации.
Первым пошел «под нож» верхний рычаг.
Задачи поставлены следующие:
- Увеличить жесткость. Клиенты в аварийных ситуациях были готовы пожертвовать кузовом автомобиля, но чтобы рычаг не гнуло.
- Уменьшить габаритные размеры.
- Бесступенчатая регулировка развала.
- Механизм фиксации, для того, чтобы регулировки развала не «убегали».
- Сохранение точек крепления к кузову и остальным деталям подвески без изменений.
Сравнение верхних рычагов Stage 4 со Stage 3.
Корпус рычага стал заметно короче, высвободилось еще больше места в передней части.
Более мощные боковые пластины существенно увеличили жесткость рычага и стойкость на скручивание. Пришлось увеличить вес конструкции. Таков путь :)
Нижний рычаг получил относительно небольшой пакет доработок. Он, в целом, был достаточно хорош и в версии ST3, если бы не одно НО.
Зовут это НО стабилизатор поперечной устойчивости Stage 3.
На фото та самая “заноза”, которая мешала жить. Проблема заключалась в том, что в поисках максимальных углов выворота некоторые модели колес задевали за стойку стабилизатора расположенную на фронтальной поверхности рычага. При проектировании Stage 3 была задача получить максимальный выворот со стандартными тормозами ВАЗ 2101 и стандартными колесами. Эта задача была полностью выполнена. С ними крепление стабилизатора не мешало. Но из-за того, что все возможные конфигурации клиентов предугадать невозможно, было принято решение провести обновление рычагов.
Задачи при проектировании нижнего рычага дрифт Stage 4:
- Не допустить контакт колеса со стойкой стабилизатора, путем разработки и внедрения регулируемых ограничителей.
- Убрать стойку стабилизатора с передней панели рычага, вывести ее из зоны вероятного соприкосновения с колесом.
- Геометрию рычага оставить прежнюю.
Результаты работ на фото ниже:
Рычаг получил новый кронштейн для стойки стабилизатора, спрятанный за передней панелью.
На задней панели появился упор для ограничителя, который был интегрирован в сошку.
Все геометрические размеры Stage 4 по расположению шаровых, сайлентблоков, чашек пружин остались прежними как на Stage 3. Нижние рычаги Stage 4 изготавливаются в тех же кондукторах рычагов Stage 3.
А вот так выглядит последняя на текущий момент модификация в сравнении с первым рычагом Дрифт:
Выводы:
У всех генераций рычагов дрифт одинаковая ширина колеи, а также смещение шаровых опор и расположение сайлентблоков. Но прогресс не стоял все это время на месте, и сейчас рычаги Дрифт достигли своего апогея. Были учтены все отзывы, и внесены все необходимые изменения.
Надеемся, что наша статья ответила на большинство ваших вопросов и вы и дальше продолжите выигрывать чемпионаты на нашей продукции.