Диагностика и ремонт турбодвигателей (часть 2)

Данная статья – вторая часть серии статей о диагностике турбомоторов (первая часть). Мы рассмотрим достаточно типичные неполадки, устранить которые возможно собственными силами.

     Давление наддува упало, динамика ухудшилась – немало возможных причин, хотя на первый взгляд проблема достаточно банальна:

         1. Повреждена воздушная магистраль – внимательно осмотрите ее от самой турбины до впускного коллектора (возможно, придется осмотреть и до самой ГБЦ). Зачастую при сборке воздушной магистрали используются некачественные компоненты, подверженные механическому износу или же неспособные выдержать эксплуатируемое давление наддува. Осмотрите соединительные патрубки на предмет разрывов, надрывов и прочих повреждений. Обратите внимание, что на силиконовом патрубке достаточно сложно заметить небольшой надрыв – для этого необходимо его деформировать в руках, так будут видны надрывы. Помимо соединительных патрубков повреждены могут быть и сами трубы магистралей, к примеру, если магистраль алюминиевая и проходит вблизи с какими-либо разрезами кузова – саму трубу могло повредить от трения об кузов. Такие повреждения обычно видны невооруженным взглядом, решением могут быть только устранение повреждения сваркой или же замена. Поврежден может быть и интеркулер – его крепления зачастую от небольших ударов деформируются, делая интеркулер негерметичным. Также необходимо заменить стягивающие хомуты на болтовые – обычный магазинный хомут под отвертку не способен обеспечить качественный обжим патрубка на трубе.
     Если помимо падения давления наддува наблюдаются еще и какие-либо изменения в работе двигателя (автомобиль начал глохнуть или же наоборот – холостой ход значительно поднялся) – необходимо проверить впускной коллектор на предмет повреждений, осмотреть соединение дросселя и впускного коллектора, проследить, достаточно ли плотно впускной коллектор прилегает к головке блока цилиндров.

        2. Турбокомпрессор вышел из строя – достаточно трудно диагностируемая поломка. Снимите патрубок, соединяющий воздушный фильтр и турбокомпрессор, осмотрите холодную крыльчатку – на ней не должно быть никаких заметных повреждений. На холодном хаузинге (алюминиевый корпус холодной части турбины) не должно быть следов касания с крыльчаткой, так называемых “натиров”. Покачайте крыльчатку за болт крепления вниз и вверх – люфт не должен быть сильным, он должен едва ощущаться, крыльчатка при этом не должна касаться холодного хаузинга. Попробуйте повращать саму крыльчатку – она должна полностью свободно вращаться и совершать еще несколько оборотов по инерции. Помните о том, что отсутствие всех этих признаков – не гарантия отсутствия поломки, для диагностики турбокомпрессора необходимо обратиться к специалисту.

        3. Неисправен бустконтроллер – если давление наддува управляется электронным бустконтроллером (или же силами блока управления двигателем), возможно, что клапан управления вышел из строя. В случае использования встроенного вестгейта турбокомпрессора – клапан должен быть постоянно открыт в нерегулируемом состоянии, то есть он должен продуваться. При подведении к нему 12 вольт – он должен закрываться и переставать продуваться. Если клапан не реагирует на подведение напряжения – значит, он поврежден, и его необходимо заменить.
      В случае использования механического бустконтроллера – проследите за тем, чтобы регулятор был установлен в положение, при котором давление наддува соответствует желаемому.

        4. Интеркулер забит льдом – при зимней эксплуатации турбомотора нередки случаи, когда в интеркулере скапливается конденсат. Для устранения данной проблемы необходимо снять интеркулер с автомобиля, занести его в теплое помещение и отогреть. После прогрева конденсат нужно слить и установить интеркулер на место.

     Из выхлопной трубы идет белый дым – очень неприятная неполадка, грозящая большими проблемами.
         1. Если дым белый со слегка сладковатым запахом – вероятнее всего пробило прокладку ГБЦ в тосольный канал. Проверить несложно – обычно при такой поломке в расширительном бачке охлаждающей жидкости появляются пузыри или даже пена, жидкость становится грязноватого цвета и из бачка пахнет выхлопными газами. Поможет только замена прокладки ГБЦ, но во избежание повторения данной проблемы необходимо соблюсти несколько процедур:
             а) Если используется блок цилиндров 16-клапанного мотора, то резьба болтов ГБЦ в нем диаметром 10мм – необходимо доработать блок и ГБЦ под болты диаметром 12мм или же использовать специальные болты, позволяющие притягивать ГБЦ с большим моментом. Для без проблемной эксплуатации болты должны выдерживать момент затяжки не менее 110н/м;
            б) Необходимо использовать только качественные прокладки ГБЦ, желательно – оригинальные, поставляемые заводом изготовителем. Некачественные прокладки (обычно они более светлые и на вид более кустарные) подвержены механическому повреждению;
             в) Плоскости головки блока цилиндров и блока цилиндров должны быть ровными, не должно быть никаких повреждений, которые в последствии могут препятствовать ровному обжиму прокладки или же создавать зоны минимального обжима.

        2. Если дым сизый с масляным запахом – причин может быть несколько:
            а) Турбокомпрессор вышел из строя – необходимо снять даунпайп и осмотреть горячую часть турбины, если турбина “кидает масло” – горячая часть турбины и крыльчатка будут в легком налете масла. Диагностировать в таком случае уже нечего – турбокомпрессор необходимо отремонтировать или заменить;
            б) В интеркулере скопилось масло – частая проблема при эксплуатации в сезон низких температур, если большой круг вентиляции картера заведен на впуск перед турбокомпрессором – данную проблему проще диагностировать до ее появления, желательно каждые 5000км осматривать интеркулер на предмет наличия в нем масла;
            в) Маслосъемные поршневые кольца не справляются со своей задачей – это типичная поломка, касающаяся не только турбомоторов, поэтому ее стоит рассматривать только убедившись в отсутствии первых двух. В случае, если все указывает именно на нее – двигателю необходим капитальный ремонт с заменой маслосъемных поршневых колец.

Каталог Войти Избранное 0 Корзина