Аэродинамика

Все знают, что она влияет на динамику и максимальную скорость автомобиля, но не все догадываются о том, насколько сильно. Сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости - это очень много, и сводит на "нет" практически любые доработки двигателя и трансмиссии при достижении определенных цифр на спидометре. Но как же преодолеть этот барьер?

Встречный воздушный поток для автомобиля - друг и враг одновременно, он необходим для работы системы охлаждения двигателя, а на более продвинутых системах - и охлаждения масла в двигателе и коробке передач, воздуха в промежуточном охладителе. Но необходимость в нем в подкапотном пространстве и перед ним заставляет жертвовать общим показателем, называемым Сх, ведь влияние этого фактора весьма велико - до десятой части общего показателя. Установка различного рода воздухозаборников на капотах автомобилей так же весьма негативно влияет на общую аэродинамику, поэтому при создании проектов, приоритетными для которых являются минимальное аэродинамическое сопротивление, максимальные динамика и скорость - желательно избегать их использования.

Но самым большим фактором, влияющим на общую аэродинамику авто, является форма кузова - ведь именно кузов является основным препятствием на пути воздушного потока. Чтобы иметь представление об идеальном кузове, достаточно представить себе каноэ, перевернутое дном вверх - оно будет иметь минимальное аэродинамическое сопротивление спереди и будет обеспечивать идеальный сход воздушного потока сзади, практически не создавая разрежения позади себя, которое в очень большой степени влияет на общее аэродинамическое сопротивление. Немало можно выиграть, если снизить срывы потока на различных неровностях самого кузова, стыки дверных проемов, капота и прочих кузовных деталей значительно влияют на общий показатель. Почему, ведь их площадь весьма невелика по отношению к общей площади кузова? На самом деле все немного сложнее, чем кажется на первый взгляд - прилегающий к поверхности кузова слой воздуха сталкивается с неровностями покрытия и встречает сопротивление - образуется так называемый пограничный слой. Пока это течение находится в ламинарном состоянии, то есть все его частицы движутся в одном направлении, толщина пограничного слоя невелика (около нескольких миллиметров) и сопротивление трения небольшое. Но с переходом в турбулентное состояние, когда частицы воздуха срываются о более крупное препятствие, плотность воздуха в этих точках становится выше, и как следствие - трение возрастает. Для того, чтобы избежать подобных эффектов, нужно сделать кузов максимально ровным, ведь даже незначительные на первый взгляд неровности и шероховатости могут, в конечном счете, повлиять на общую картину.

Упускаемой напрасно из виду многими является задняя часть автомобиля, ведь ее влияние на общий показатель аэродинамики весьма велик. Недостаточно создать минимальное сопротивление воздушному потоку - нужно также обеспечить и его максимально плавный сход с кузова автомобиля. Резкий переход высшей точки задней части кузова в нижнюю вызывает появление зоны разрежения, которая, в свою очередь, "тянет" автомобиль назад. Бороться с этим эффектом действительно нужно, хоть это и не так просто - для достижения максимального эффекта эту проблему стоит обдумать еще на стадии выбора донора, отдав предпочтение седанам, у которых срыв воздушного потока сзади не так ярко выражен, как у хэтчбеков. Но что же делать, если донор уже в стадии постройки или даже эксплуатации, и проблема несовершенства задней его части уже стоит ребром? Справиться с ней помогут различного рода обтекатели, которые позволяют уменьшить угол наклона схода задней части.

Как мы видим, аэродинамика автомобиля - очень важный фактор, который, несомненно, в крайне значительной степени способен повлиять на успех того или иного проекта, поэтому пренебрегать ею не стоит, особенно когда речь идет о серьезной подготовке автомобиля для участия в серьезных соревнованиях.

Каталог Войти Избранное 0 Корзина